Pages

Tuesday, January 7, 2020

Как я делаю средства с кислотами - от сыворотки до пилинга

Поскольку пост премодерацию на Косметисте не прошел, мне куда проще его выложить тут без изменений. Думаю, больше пытаться даже не буду, сразу все сюда, я ж для души пишу. Скоро планирую сделать пост про крем.

Cделать простое средство с AHA, BHA или PHA в домашних условиях нетрудно. Более того, все их можно делать по одной схеме, потому что сыворотка под крем по своей сути мало чем отличается от пилинга. В пилинге кислоты те же, просто их много, а в несмываемых средствах кислот будет заметно меньше. Текстура средства варьируется от водички до густого геля количеством загустителя. Поэтому в посте я покажу, как я делаю для себя средство с молочной кислотой и глюконолактоном, а вы можете легко его переделать для своих нужд.

В косметике из AHA чаще всего используются гликолевая и молочная кислоты, также можно встретить миндальную, яблочную, лимонную, винную. Наиболее выраженный эффект будет у гликолевой и затем у молочной кислоты по причине малого размера молекулы. Остальные так хорошо работать не будут, зато можно на этикетке средства написать про фруктовые кислоты и сияющую от них кожу, что для продаж весьма полезно. Но мне надо эффект, поэтому для себя я выбираю только между гликолевой и молочной. В том средстве, что я буду делать дальше, молочная кислота просто потому, что мне больше нравятся средства с ней, а не с гликолевой. Ну и в закромах у меня только молочная кислота оставалась. Ориентируйтесь на промышленные средства, у которых указано, сколько в них кислот. Так, в известном красном пилинге The Ordinary 30% AHA и 2% AHA, а из несмываемых средств у них есть сыворотка с 5% и 10% молочной кислоты и тонер с 7% гликолевой. У Cosrx в AHA 7 Whitehead Power Liquid тоже 7% гликолевой кислоты.

Из BHA в косметике используется только салициловая кислота. Салициловая кислота, в отличие от AHA, не растворима в воде, для ее растворения понадобится спирт или пропиленгликоль. Еще можно увеличить растворимость салициловой кислоты использованием бетаина (и получить бетаин салицилат) или цитратом/лактатом натрия. Лактат натрия более приятный вариант, потому что обладает увлажняющими свойствами. Спирт в косметическом средстве в таком количестве нежелателен, поэтому обычно используют пропиленгликоль, его часто берут по 10% на 1% салициловой кислоты. Себе я салициловую кислоту не добавляю, так как у меня есть отдельное средство с BHA, которым я постоянно пользуюсь, — это Cosrx BHA Blackhead Power Liquid, я писала отзыв о нем, а также в том посте больше информации о салициловой кислоте. Для изготовления косметических средств в домашних условиях нам не подойдут все эти удобные растворимые в воде формы салициловой кислоты — купить их довольно сложно. Например, бетаин салицилат я видела только в одном онлайн-магазине, продающем косметические ингредиенты в розничных объемах, а не оптом, и в Россию доставки просто нет. Наиболее реально для обычного человека купить просто салициловую кислоту и аккуратно ее растворить. Обычно больше 2% салициловой кислоты не используют. В исследованиях я встречала и варианты пилинга с 30% салициловой кислоты, но, разумеется, для домашнего пилинга я рекомендую не использовать больше 2%.

Также в последнее время появляется все больше продуктов с PHA, к которым относят глюконовую и лактобионовую кислоты. Лактобионовую кислоту найти сложнее (я нашла целый один онлайн-магазин, весьма дорого), а вот глюконолактон есть много где и довольно недорогой. В воде глюконолактон гидролизуется до глюконовой кислоты, и далее в растворе они находятся в равновесии. В продаже бывают смеси, в составе которых будут глюконолактон/глюконовая кислота и лактобионовая кислота вместе, но сама я не люблю использовать готовые смеси и предпочитаю покупать отдельные ингредиенты — тогда я знаю точно, чего и сколько я положила в средство. PHA считаются более мягкой альтернативой AHA. Разные магазины приводят разные нормы ввода глюконолактона, но если говорить об исследованиях, то для акне использовали 14% глюконолактона (и сравнивали по эффективности с 5% пероксида бензоилом), а просто для хорошего вида кожи 8% (сравнивали с кремом с 10% гликолевой кислоты). Можно повторить Chemist Confessions Baby Steps Acid Treatment, в котором 30% глюконолактона и 15% молочной кислоты, — производитель предлагает или добавлять каплю средства к сыворотке или крему, или использовать как маску на 10 минут.

Растворяю ксилитол в воде

Сначала подготовьте рабочее место и инструмент, у меня для этого изопропиловый спирт. Сейчас мое рабочее место — это верх комода, закрытый силиконовым ковриком, его удобно обрабатывать перед изготовлением косметики и убирать после. Сначала в воду я добавляю увлажняющие ингредиенты, которые не нужны для растворения загустителя или консерванта, у меня это 5% ксилитола. Увлажнитель — вещь опциональная, ведь чаще всего это будет или сыворотка под крем, или пилинг-маска, которую быстро смоют.

Добавляю глюконолактон
Далее добавляем кислоты, в моем случае это 15% глюконолактона и 5% молочной кислоты. Поскольку я делаю средство под крем, то загустителя у меня минимально. Я использовала полисахарид тремеллы фукусовидной, его нужно совсем немного. Для густого геля нужно брать больше загустителя, например, с 2% ксантановой камеди гель получится очень густой — я так делала себе именно пилинг, чтобы легко было нанести и смыть. 

При работе с кислотами нужно брать загустители, толерантные к электролитам. Ксантановая камедь — самый дешевый и легкодоступный вариант. Ксантановая камедь бывает разного качества, но у нас в магазинах обычно есть только самая дешевая, она неохотно растворяется в воде, поэтому ее сначала нужно смешать с глицерином или пропиленгликолем. Гель получится мутный. Более качественная ксантановая камедь дороже, но с ней можно получить красивый прозрачный гель. Смола склероций тоже хороший, но достаточно дорогой и не слишком доступный вариант. Есть смеси с названием Siligel или Ecogel (пуллулан, смола склероций, ксантановая камедь, лецитин/лизолецитин), они подойдут для работы с кислотами и есть в российских магазинах, но тоже недешевы. Часто в промышленных кислотных средствах мне встречался Polyacrylate Crosspolymer-6 (Sepimax Zen), тактильно гель получается приятный. Еще можно попробовать сделать маску, которая будет высыхать пленкой, для такого эффекта обычно нужен пуллулан и гуммиарабик (камедь акации). Если я делаю пилинг для себя, то обычно беру или чисто ксантановую камедь или смесь ксантановой камеди с камедью акации 1:1.

Постепенно поднимаю pH
Средства с кислотами должны иметь достаточно низкий pH, чтобы было достаточно свободной кислоты. Так, например, молочная кислота The Ordinary, которая у меня была, имела pH 6, что совсем не близко к заявленному производителем, поэтому неудивительно, что эффекта от нее было ноль, а от собственноручно сделанного аналога, но с pH в районе 3.5 эффект был прямо после первого применения. Но после добавления кислот pH смеси будет очень низкий, и его нужно поднимать. Для этого можно использовать и щелочь (NaOH или KOH), и триэтаноламин, и аминометилпропанол. Я использую аргинин, хотя это более дорогой способ. Например, уже упомянутый выше Baby Steps Acid Treatment обещает pH 3.3-3.5, я же хочу эффект помягче и использовать средство как сыворотку, поэтому и pH у меня будет выше. Для контроля pH лучше использовать pH-метр, у меня теперь он есть, пусть и достаточно простой, pH я контролировала им, а тест-полоски использовала для наглядности.

Не забудьте добавить консервант. Я использую смесь различных парабенов, потому что моя кожа реагирует на все подряд, а парабены являются наиболее изученным и наименее проблемным консервантом для аллергиков. Но если хочется того, что считается натуральным, тот как раз с кислотными средствами будет удобно — многие натуральные консерванты более эффективны при низком pH. Я сначала добавляю консервант в пропиленгликоль, а потом уже эту смесь в средство, которое делаю.

Домашние средства никто не отправляет на челлендж-тесты, плюс многое зависит от стерильности при приготовлении и выбора консерванта. Делать любые предположения о сроке годности продукта в таких условиях невозможно. Все, что я могу сказать, - используйте нормальные надежные консерванты и соблюдайте по мере своих возможностей good manufacturing practices.

Состав конкретно моей сыворотки:
- water 62.9%
- propylene glycol 5%
- xylitol 5%
- gluconolactone 15%
- lactic acid 5%
- tranexamic acid 5%
- ZnPCA 1%
- tremella fuciformis polysaccharide 0.1%
- preservative (Methylparaben, Ethylparaben, Propylparaben, Butylparaben, Phenoxyethanol) 1%


No comments:

Post a Comment